Оказание услуг: аудит сделки и договора
В чем разница между оказанием услуг и выполнением работ?
В соответствие со ст. 38 НК РФ (п.4 и п.5):
  • услуга – это деятельность, результат которой не может иметь материального выражения, она полностью реализовывается и потребляется в процессе ее исполнения;
  • работа – это деятельность, результат которой имеет сугубо материальное выражение.
Какие услуги освобождены от НДС?
Кроме услуг, оказанными лицами, которые освобождены от уплаты или не являются плательщиками НДС (например, организации и ИП на УСН), от НДС освобождены следующие услуги:
1). Услуги, местом реализации которых не является территория РФ. По умолчанию, место реализации = место деятельности исполнителя услуг (если исполнитель зарегистрирован на территории РФ, то местом деятельности является территория РФ), но есть исключения:
  • для услуг, непосредственно связанных с движимым (недвижимым) имуществом (кроме космических объектов) – место реализации = место нахождения имущества;
  • для услуг в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, спорта и отдыха – место реализации = место оказания услуг (например, российская фирма проводит обучение для сотрудников российских компаний, но все выезжают в Болгарию - местом оказания услуг будет Болгария, НДС не облагается);
  • для консультационных, юридических, маркетинговых (рекламных), бухгалтерских, аудиторских, услуг по предоставлению лицензий, разработки программ (баз данных) и других услуг, которые указаны в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ – место реализации = место деятельности покупателя;
  • для вспомогательных услуг (без которых нельзя оказать основные услуги) – место реализации = место реализации основных услуг.
2). Предоставление займов, если займы выданы или получены в денежной форме.
3). Медицинские услуги:
  • рамках обязательного медицинского страхования;
  • о перечню, приведенному в Приказе Минздрава России;
  • слуги беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • скорая медицинская помощь населению;
  • дежурство медицинского персонала у постели больного;
  • патологоанатомические услуги;
  • сбор крови, заготовка донорской крови и ее компонентов.
4). Образовательные услуги при соблюдении следующих условий:
  • организация имеет лицензию по основным и (или) дополнительным образовательным программам, к которым относятся оказываемые услуги;
  • организация является некоммерческой организацией, которая признается осуществляющей образовательную деятельность по Закону №273-ФЗ.
5). Безвозмездные услуги по производству (распространению) социальной рекламы.
6). Государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере.
7). Услуги банков и страховых организаций, а также выдача поручительства.
8). Другие услуги, указанные в п.п. 1-3 ст. 149 НК РФ.
Какие первичные документы нужны при оказании услуг?
Стандартный набор первичных документов:
  • Договор оказания услуг;
  • Акт об оказании услуг;
  • Счет-фактура (при обложении НДС).
Нюанс №1:
Дата счета-фактуры может отличаться от даты акта – она может быть позднее (но не ранее), т.к. счет-фактура должен быть составлен не позднее 5 календарных дней со дня оказания услуг.
Нюанс №2:
Для длящихся услуг (например, доступ в интернет). Если последний день периода, за который были оказаны услуги, выпадает на нерабочий день, то лучше датировать (хотя и не обязательно) этот акт ближайшим следующим рабочим днем. Налоговые органы иногда предъявляют претензии в связи с оформлением документов в нерабочие дни, особенно, если инспекторы хотят найти то, к чему можно прикопаться. Такие претензии сводятся к следующему: «Если вы не работали в этот день, как тогда смогли подписать документы?».
Нюанс №3:
Факт оказания услуг может быть подтвержден иными документами:
  • перевозка – товарно-транспортной накладной, по отрывному талону к путевому листу (дополнительно к ТТН, с 01.01.2021 путевой лист оформляется при любом использовании транспортного средства вне зависимости от вида и особенностей перевозки);
  • комиссия – отчетом комиссионера;
  • при агентском договоре – отчетом агента;
  • поручение – отчетом поверенного.
Также в качестве доказательства оказания услуг может быть использована переписка с контрагентом и другие сведения из переговоров.
Нюанс №4:
Для сокращения рисков возникновения неприятных споров с налоговыми органами рекомендуется:
  • укажите в акте не только наименование услуги, но и подробно опишите действия, которые совершены исполнителем (например, через добавление в акт детализации оказанных услуг);
  • укажите величину измерения (например, прописать затраты рабочего времени в часах в детализации оказанных услуг);
  • сохраните приложения, по которым можно оценить оказание услуг (например, при оказании консультационных услуг таким приложением могут стать письменные консультации).
Нюанс №5:
Акт об оказании услуг может быть не обязательным для налогового учета, если в договоре будет оговорка по альтернативному варианту признания услуг оказанными и будет иметься факт доказательств оказания этих услуг (например, заменить акт на отчет об оказанных услугах). В этом случае расходы/доходы подтверждаются на основании договора, счета и платежного поручения.
Нюанс №6:
Если вы индивидуально согласовываете форму акта с каждым контрагентом в приложении к договору оказания услуг, то укажите в учетной политике такую возможность внесения изменений в форму акта по согласованию с контрагентом.

Какие есть особенности учета оказания услуг?
1). При методе начисления и оказании услуг в течение нескольких налоговых периодов без поэтапной сдачи – доходы нельзя признавать целиком после фактического их оказания, а нужно распределить самостоятельно:
  • равномерно по отчетным периодам, в которых действует договор;
  • пропорционально затратам на исполнение услуг в соответствие с составленной сметой расходов.
2). При методе начисления дата признания расходов зависит от вида расходов:
  • материальные расходы – признаются на дату подписания акта об оказании услуг (например, при перечислении аванса по договору оказания услуг расход в налоговом учете не признается);
  • прочие расходы – признаются на дату расчетов по договору (на последний день налогового периода), на дату предъявления акта об оказании услуг;
  • внереализационные расходы - признаются на дату расчетов по договору (на последний день налогового периода), на дату предъявления акта об оказании услуг.
3). При методе начисления дата признания расходов зависит от того, прямые это расходы или косвенные:
  • прямые – признаются в периоде реализации услуг (если вы сами оказываете данные услуги, то прямые расходы можно списать, не дожидаясь реализации, в текущем периоде);
  • косвенные – признаются в том налоговом периоде, в котором были осуществлены.
Нюанс: состав прямых расходов, а также вариант учета (в периоде реализации услуг или не дожидаясь ее) нужно отразить в учетной политике.
4). Если исполнителем услуг выступает физическое лицо, то заказчику нужно:
  • удержать и уплатить НДФЛ с суммы вознаграждения по договору;
  • начислить страховые взносы
  • учесть сумму начисленных на вознаграждение физлица взносов в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при расчете базы по налогу на прибыль.
Если акт оказания услуг подписан («услуги оказаны в полном объеме и стороны претензий не имеют»), но в итоге было выявлено, что услуги оказаны некачественно или не в полном объеме, можно ли оспорить оплату по таким услугам?
Можно, т.к. подписание акта с подобной оговоркой по качеству не лишает права оспорить оказанные услуги в суде.
На что обратить внимание при составлении и заключении договора на оказание услуг? 1). Определите полный перечень действий исполнителя, а также требования к режиму оказания услуг.
Заказчик может потребовать исполнения только тех обязанностей (действий), которые закреплены договором. Также заказчик вправе требовать возмещения убытков только из-за ненадлежащего качества согласованных договором перечня услуг.
Укажите согласованный режим оказания услуг – ежедневно, каждый четверг с 10-00 до 17-30 и т.п.
Данный перечень требований можно оформить в виде Приложения к договору оказания услуг – так будет удобнее.
2). Определите требования к качеству выполненных услуг.
Касается тех требований, которые выходят за рамки обязательных требований, установленных к определенным услугам какими-либо правовыми актами (санитарные правила; законы, регламентирующие определенные виды услуг; правила оказания отдельных услуг и т.д.). Можно указать следующие требования (удобнее сделать это в Приложении к договору):
  • свойства, характеристики услуг, состояние, функции, содержание овеществленного результата услуг (технические параметры, отсутствие каких-либо ошибок, физические свойства, эксплуатационные показатели и т.д.);
  • надлежащее материально-техническое обеспечение процесса услуг (согласованное оборудование, состояние помещений, обеспечение расходными средствами и т.д.);
  • состав и квалификационные требования к сотрудникам (уровень образования и специальность, опыт работы в определенной сфере, подтверждение квалификации и т.д.).
3). Установите гарантийный срок.
Сделать это можно в рамках любой продолжительности, учитывая ограничения в правовых актах (при их наличии). Это прямо влияет на срок исковой давности, т.к. он начинает течь с момента заявления о выявленных недостатках (если это заявление сделано в пределах гарантийного срока).
Если гарантийный срок не установлен, то обратиться с заявлением о выявленных недостатках можно в течение 2 лет со дня передачи результатов оказания услуг (обычно – со дня подписания соответствующего акта).
Также можно установить в договоре определенный порядок продления гарантийного срока или отменить такую возможность.
Дополнительно стоит указать, что заказчик вправе устранять недостатки оказанных услуг самостоятельно или с помощью третьих лиц. В этом случае у заказчика возникает право на взыскание соответствующих расходов с исполнителя.
4). Укажите обязанность по предоставлению материалов и оборудования для оказания услуг. Зафиксируйте, кто (заказчик или исполнитель) обязан предоставить определенные материалы и/или оборудование.
5). Укажите право на участие в оказании услуг третьих лиц, привлеченных исполнителем.
В случае согласования такого права внесите требование о включении данных третьих лиц с указанием характера оказываемых услуг и обоснованности их привлечения. Это нужно для сокращения риска признания сделки фиктивной по причине, что фактическое оказание услуг выполнялось стороной, не указанной в документах сделки.
6). Укажите, что положения договора применяются к отношениям сторон, возникшим до его заключения.
Часто договора подписываются уже после начала оказания услуг. При включении такого пункта в договор, вы подстрахуете себя от рисков неисполнения обязательств по уже оказанным ранее услугам.
7). Определите порядок прекращения обязательств по договору Укажите условия, которые обеспечивают действительность обязательств сторон. Например:
  • после окончания срока действия договора обязательства сторон по нему прекращаются;
  • исполнитель оказывает услуги за отчетный месяц только при поступлении и/или достаточном наличии предоплаты за соответствующий период.
Это поможет сократить риск ситуаций, когда заказчик уже не планирует получать услуги в определенном периоде, а исполнитель считает услуги оказанными и требует их оплату.
8). Укажите возможность по досрочному оказанию услуг с письменного согласия заказчика.
Это поможет снизить вероятность, что услуги будут специально растягиваться по времени, а также позволит быстрее начать пользоваться результатом.
9). Укажите право исполнителя на односторонний акт об оказании услуг.
Исполнитель сможет составить такой акт в случае немотивированного отказа и/или уклонения заказчика от подписания акта оказания услуг и сможет требовать оплату по данному одностороннему акту.
10). При согласовании цены укажите, включен ли в нее НДС или нет.
Если указание о НДС отсутствует, суд может сделать вывод, что цена согласована с учетом НДС.

Как доказать легитимность сделки, если услуги оказаны, а договор не подписан?
Любые сделки по оказанию услуг можно защитить без заключения договора, кроме сделок:
  • по государственным (муниципальным) контрактам;
  • требующих валютного контроля.
Для защиты легитимности сделки нужно доказать два основных фактора:
1). Между сторонами сделки согласованы существенные условия:
  • предмет оказания услуг;
  • сроки;
  • цена услуг, сроки и порядок оплаты.
Чем больше условий будет согласовано, тем лучше, например, дополнительно:
  • качество услуг;
  • конфиденциальность;
  • привлечение третьих лиц и т.д.
2). Факт того, что в ответ на ваше письменное предложение контрагент совершил действия по исполнению договора (например, внес предоплату, передал оборудование или материалы и т.д.).

Для доказательства используйте:
  • односторонний акт оказания услуг;
  • платежные поручения, расписки от контрагента, гарантийные письма и другие документы, подтверждающие исполнение договора;
  • переписку с контрагентом и записи переговоров;
  • договор с третьим лицом, которое по договоренности с контрагентом должно было быть привлечено к оказанию услуг;
  • свидетельские показания и т.д.
НАПИСАТЬ НАМ.
НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ ВАМ ОТВЕТЯТ!
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП К КОНСУЛЬТАНТПЛЮС НА 3 ДНЯ БЕСПЛАТНО!
ЗАКАЗАТЬ ДОСТУП
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
Made on
Tilda