Участие в закупке по 223-ФЗ
Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» регулирует закупки госкомпаний, естественных монополий и организаций, работающих в сфере коммунального хозяйства.

В течение 2020 года произошли изменения в порядке организации и проведения таких закупок:
1). Поставщики, которыми выступают самозанятые граждане, получили те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства.
2). Расширен перечень оснований для проведения закрытых процедур за счет отдельных закупок гособоронзаказа.
3).Для поставщиков установлена обязанность указывать в договорах страну происхождения товара.
4). Устанавливаются минимальные обязательные доли закупок российских товаров отдельных видов (с ограничениями допуска товаров, происходящих из иностранных государств).
С 2021 года расширяется перечень сведений, которые необходимо указывать заказчикам при планировании закупок товаров, работ и услуг. В план нужно включать:
- данные о размере финансового обеспечения закупки за счет субсидии, выделенной на реализацию национальных и федеральных проектов;
- информацию о товаре, признаваемом в бухучете заказчика в качестве основного средства при приемке выполненных работ по договору, предметом которого является создание, реконструкция, капитальный ремонт или снос объектов капитального строительства.
В данной статье будут рассмотрены процедура участия в закупке по 223-ФЗ и решение возможных спорных ситуаций.

Какие преимущества существуют для участников закупок по 223-ФЗ?
1). Для субъектов среднего и малого бизнеса, а также самозанятых
Некоторые заказчики у этого сегмента поставщиков обязаны провести закупку на сумму не менее 20% годового совместного объема договоров, заключенных через закупки. 18% годового стоимостного объема договоров нужно заключить по результатам закупок, где участниками могут быть только малый и средний бизнес:
- начальная цена до 200 млн. рублей – поставщик обязан провести закупку только у малого и среднего бизнеса;
- начальная цена 200-400 млн. рублей - поставщик может провести закупку только у малого и среднего бизнеса;
- начальная цена более 400 млн. рублей - поставщик не имеет права провести закупку только у малого и среднего бизнеса.
Закупки среди малого и среднего бизнеса проводятся только в электронной форме. Максимальный срок оплаты по договору с субъектами малого и среднего бизнеса составляет не более 15 рабочих дней со дня приемки по договору (его этапу). Для поиска таких закупок используйте
сайт ЕИС.
2). Приоритет товарам, работам, услугам российского происхождения (из ЕАЭС)
- для конкурсов, запросов котировок и запросов предложений – рассмотрение и оценка заявок, содержащих предложения о поставке товаров, работ, услуг из ЕАЭС (Евразийский экономический союз), по критерию «цена контракта» производятся с понижающим коэффициентом 15% (30% для закупок по Единому реестру российской радиоэлектронной продукции). При этом контракт заключается по той цене, которую предложил участник. Понижающие коэффициенты используются только для оценки и приоритета, а не изменения условий договора.
- для аукционов – если победителем становится заявка с товарами, работами, услугами, которые не происходят из ЕАЭС, то контракт заключается по сниженной на 15% (30% для закупок по Единому реестру российской радиоэлектронной продукции). Коэффициенты снижают фактическую стоимость таких контрактов-победителей.

Как принять участие в закупке по 223-ФЗ?
Шаг №1. Получить электронную подпись и пройти аккредитацию на электронных площадках Однозначно актуально для субъектов малого и среднего бизнеса, т.к. для них все закупки проводятся в электронной форме и на ограниченном перечне электронных площадок:
Сбербанк-АСТ
ZakazRF
Росэлторг
Российский аукционный дом
ТЭК-Торг
Фабрикант
РТС-тендер
ЭТП Группа Газпромбанка
Учитывайте, что по итогам закупок среди малого и среднего бизнеса оператор электронной площадки может взимать плату за участие в закупке (при заключении договора с заказчиком) в размере не более 5 тыс. рублей.
Найти подходящий закупочный лот для определения приоритета по выбору площадок можно через поиск на самих ЭТП или на
сайте ЕИС.
Шаг №2. Подготовка заявки к участию в закупке
1). Изучите извещение, в нем должна быть необходимая документация и форма заявки, которую нужно использовать. При необходимости вы можете направить заказчику запрос о разъяснении документации и/или извещения. Дополнительно изучите положение о закупках интересующего вас поставщика.
2). С 01 апреля 2021 года устанавливается следующий перечень документов и сведений, которые заказчик может потребовать представить для участия в закупке среди субъектов среднего и малого бизнеса:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юрлица в пределах его места нахождения, учредительный документ, если участником является юрлицо (для ИП – ФИО, паспортные данные, адрес места жительства физлица, зарегистрированного в качестве ИП) ;
- ИНН участника закупки или его аналог согласно законодательству иностранного государства (для иностранного лица), а также ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, если участником закупки является юрлицо, или аналог ИНН таких лиц согласно законодательству иностранного государства;
- копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника закупки, исключение – если заявка подписана ИП (если он сам участвует) или лицом, указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица, если участником является юрлицо;
- копии документов, которые подтверждают соответствие участника установленным согласно законодательству требованиям к поставщику, подрядчику, исполнителю. Эти документы не нужны, если необходимая информация и документы есть в открытых и общедоступных госреестрах в сети Интернет. В таком случае соответствие указанным требованиям достаточно задекларировать, указав адреса сайта или его страницы, где размещены данные сведения (например, подтвердить принадлежность к малому или среднем бизнесу можно через данные ФНС);
- копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о ее последующем одобрении, если его наличие необходимо по законодательству РФ и для участника закупки заключение по итогам закупки договора либо предоставление обеспечения заявки, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой;
- информация и документы об обеспечении заявки (при наличии соответствующего требования): реквизиты специального банковского счета участника закупки, если в обеспечение заявки вносятся денежные средства;
- банковская гарантия или ее копия, если она предоставляется в качестве обеспечения заявки; - предложение участника в отношении предмета закупки;
- копии документов, которые подтверждают соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным по законодательству РФ, если перечень таких документов указан в документации о закупке;
- наименование страны происхождения товара (в том числе поставляемого при выполнении работ, оказании услуг), а также документ, который подтверждает эту страну;
- предложение о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме;
- информацию и документы, необходимые для оценки заявки;
- декларация – в ней отражаются сведения, подтверждающие добросовестность участника (отсутствие недоимок по налогам, приостановления деятельности, процесса ликвидации и т.д.).
3). Откройте специальный счет и предоставьте обеспечение заявки на участие в закупке через внесение денежных средств или банковскую гарантию. Размер такого обеспечения должен быть указан в извещении и/или документации.
Учитывайте, что такое обеспечение не возвращается в случае:
- отказа или уклонения от заключения договора;
- не предоставления (предоставления с нарушением установленных условий) обеспечения исполнения договора до его заключения.
В ином случае обеспечение должны будут вернуть после результатов проведения закупки.
4). Проведите закупку по правилам, указанным в документации или на ЭТП.

Шаг №3. Заключение договора
Сведения о победителе будут отражены в итоговом протоколе, который будет размещен на ЭТП, сайте ЕИС или прислан по почте (в случае закрытой закупки).
Сроки заключения договора:
- при конкурентной закупке – от 10 до 20 дней со дня размещения итогового протокола;
- при неконкурентной закупке (закупка у единственного поставщика) – в течение не более 20 дней со дня принятия заказчиком решения о заключении договора.
При закупках у малого и среднего бизнеса, а также при закрытых закупках есть возможность разместить протокол разногласий к проекту заключаемого договора.

1). Что делать, если документация о закупке не соответствует требованиям, указанным в положении о закупочной деятельности поставщика (положении о закупке)?
В таком случае руководствуйтесь положением о закупке.
2). Что делать, если заказчик не указал начальную (максимальную) цену контракта?
Это вполне может быть признано судом неправомерным. Подобную позицию усиливают два обстоятельства:
- если превышение «неназванной» цены является основанием для отклонения заявки участника;
- если противоречит положению о закупках заказчика. Запросите разъяснения у заказчика.
3). Что делать, если заказчик установил требование к месту производства товара?
Это может быть правомерным, если заказчик обосновывает потребность в поставке товара, выпущенного в данном месте, т.к. потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований в документации о закупке. Особенно, если это обоснование включает в себя требование места производства – Россия.
Запросите разъяснения у заказчика.
4). Что делать, если заказчик изменил условия проекта договора в документации, но уже после выбора победителя?
Это может быть признано правомерным, если подобное предусмотрено заказчиком в его положении о закупке. Однако подобное маловероятно, суды признают это неправомерным. Размещайте протокол разногласий и/или обжалуйте подобные действия заказчика.
НАПИСАТЬ НАМ.
НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ ВАМ ОТВЕТЯТ!
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП К КОНСУЛЬТАНТПЛЮС НА 3 ДНЯ БЕСПЛАТНО!
ЗАКАЗАТЬ ДОСТУП
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
Made on
Tilda